На главную страницу движения "В защиту детства"
Литература и искусство

КОНЦЕПЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

 

Основные положения.

Настоящая концепция литературного образования исходит из положений Концепции общего среднего образования Комиссии Отделения Литературы и Языка РАН и строится на основе воспитательных и образовательных принципов, принятых в названной Концепции, а именно: определяющего значения духовных и эстетических начал в школьном образовании; безусловного приоритета воспитывающего обучения; непременной ведущей роли в формировании личности школьника национального и гражданско-патриотического самосознания, опирающихся на принцип духовности.

Школьное преподавание литературы в настоящее время, как правило, «совмещают» несомненно плодотворные принципы, опирающиеся на достижения отечественной филологии и педагогических наук,  реальную практику, в которой все еще сильно сказываются односторонние, ущербные установки и предписания, навязывающиеся школе. Лишь немногим учителям-энтузиастам удается вполне использовать в практической работе богатый потенциал науки о литературе и действительные ценности отечественной методики ее преподавания.

 В практике общеобразовательной школе нередко отсутствуют важнейшие звенья грамотного отношения к предмету «литература». Азбучные истины, существенные понятия, без которых ее изучение не может быть осмысленным, остаются, как правило, за пределами представлений, получаемых учениками. Таковы, например, понятия об искусстве, художественном образе, художественном мире произведения, о духовности, пафосе и т.д.

Достижения литературоведения (новые теоретические труды и исследования по истории русской литературы и т.д.) до сих пор не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на уровень школьного преподавания литературы: как правило, они не доходят до школы, а будучи восприняты – нередко искажаются и примитивизируются. Школьные пособия и учебники далеко не всегда получают квалифицированную оценку со стороны научного содержания, что чрезвычайно снижает их уровень. Язык этих учебников и пособий оставляет желать лучшего. Разрыв между достижениями науки и практикой ее преподавания в школе продолжает увеличиваться.

Основные цели школьного изучения литературы ныне толкуются неоднозначно. «Научный подход» к предмету зачастую подавляет воспитательные задачи, которые призван решить учитель-словесник. Недостаточная профессиональная подготовка значительного числа учителей нередко изучает грамотное уразумение литературы: школа обеспечивает лишь первоначальное представление о ней, не научая грамотному художественно-эстетическому чтению художественных произведений, умение отличать подлинную литературу от подделок и эрзацев.

Такое положение требует целенаправленных изменений в системе литературного образования, опирающихся на богатое духовное наследие прошлого, на потенциал принципов, убеждений и критериев и широкого синтезированного общественно-художественного опыта, без чего освоение литературы в школе не может подняться на уровень осмысленного и плодотворного восприятия. В сявзи с этим настоящая концепция устанавливает направление необходимых изменений в преподавании литературы.

 

Предмет «литература». Его значение и место в школьном образовании.

1. Литература, искусство слова, рассматривается как самоценное явление, концентрированное выражение духовно-эстетического опыта народа. Подлинно совершенное произведение литературы представляет непреходящую художественную ценногсть. Художественные ценности понимаются, как вечные, несводимые к утилитарно-практическому и утилитарно-историческому смыслам. Это не исключает, напротив, требует, осмысления их значения и роли в истории народа и человечества, что само по себе служит воспитанию личности учащихся.

Литература приобщает учащихся к целостному восприятию действительности и через художественное освоение ее социальных явлений служит сближению личности и общества, дает возможность каждому переживать весь мир, как свой, всесторонне расширяет жизненный, исторический, художественно-эстетический и гуманитарный опыт.

2. Предмет «литература» является основой для формирования языковой личности, для развития у учащихся чувства родного языка. Первопринципом изучения литературы выступает духовно-эстетическое, нравственное отношение к слову.

Чувство слова формируется в школе при изучении произведений отечественной классики; лишь с опорой на них может быть достигнуто истинно глубокое художественное воздействие национальной классики; «строительный материал», слова, имеют первозданную полноту смысла, ибо они для носителей языка «на вкус, на взгляд, на запах – родные». (А.Н. Толстой).

Литература во многих отношениях определяет характер освоения родного языка. Изучение русского языка не сводится к орфографии и пунктуации, но направляется на филологию («словолюбие») в собственном смысле этого слова. В программу изучения отечественного языка в средней школе привносятся элементы историзма, без чего немыслимо научить «чувствовать слово», осознавать словесно-образную ткань литературного произведения.

3. Коренной смысл изучения литературы – в направлении духовных и умственных сил человека на приобщение к зримой, вещественно-ощутимой красоте мира и духовной красоте; в воспитании чувства благоговения и восхищения перед жизнью, природой, перед человеческим в человеке; в формировании любви к ближнему, к семье, к своему Отечеству и одновременно в утверждении негативного отношения к антиэстетизму и бездуховности в мире. Произведение художественной литературы выступает не только в роли «малой Вселенной», но и в роли «малой Истории» - истории, как бы обретшей свое идеальное завершение в бесконечности необратимого времени.

4. Литература, как социальный феномен (и, прежде всего, отечественная) содействует становлению гражданского и национального самосознания, патриотического сознания учащегося; утверждает в нем чувство родного языка, родной природы, родной истории. Учитывая, «факт нашего относительного невежества во всем, что касается России» (К.Д. Ушинский), изучение отечественной литературы на всех ступенях школьного обучения признается приоритетным. Одновременно следует считать необходимым изучение шедевров мировой литературы, а также знакомство учащихся с выдающимися по своей духовной значимости литературными явлениями современности («современная классика»).         

 

Основные цели и задачи школьного изучения литературы.

1. Основными целями изучения литературы являются:

а) ознакомление с предусмотренными программой средней школы художественными произведениями русской и мировой классики. Осознание этих текстов включает: освоение их событийно-тематического содержания, умение чувствовать и понимать словесно-образную ткань произведения; способность осознавать (в степени, соответствующей жизненному опыту учащихся) идейно-художественный, социально-исторический и духовно-эстетический смысл произведения в целом;

б) формирование элементарных представлений о «языке литературы»; освоение минимума элементарных литературоведческих понятий;

в) воспитание основ духовно-эстетического восприятия произведений литературы, чувства слова в художественном тексте;

г) обучение художественно-эстетическому прочтению художественных произведений; первоначальная подготовка учащихся к самостоятельному духовно-эстетическому осмыслению художественного текста с опорой на сформировавшуюся культуру чувств;

д) утверждение начал эстетической культуры учащихся, воспитание основ «чувства формы», в том числе «национальной формы» в литературе;

е) воспитание чувства красоты, духовности, чувства любви к России, формированию начальных способностей самостоятельно противостоять духовной всеядности, идейной беспринципности, гражданскому безразличию и эстетическому равнодушию.

2. Насущной задачей современного преподавания литературы в школе является первоначальное осмысление исторических корней, народных идеалов, обращение взоров на положительные, идеальные образы литературы, прежде всего русской классики, воспитание любви к отечественной словесности, выявление ее духовно-нравственных идеалов и их последовательного развития во времени; содействие выработке жизнеутверждающего мировоззрения, основанного на началах духовности.

3. Школьное изучение литературы должно обеспечить минимумом стихотворных и прозаических текстов классики, заучиваемых наизусть.

Программы по литературе формируются, исходя из следующих принципов:

1. В программу включаются произведения) представляющие непреходящую духовно-эстетическую и художественную ценность (классика); отвечающие целям и задачам общеобразовательной школы; в) соответствующие духовным традициям национального воспитания.

2. В школьный курс литературы включаются прежде всего художественные произведения отечественной литературы, составляющий духовный потенциал нации. Знакомство с шедеврами мировой классики происходит по преимуществу как постоянное (исторически соответствующее!) дополнение к основному курсу и его последующее расширение.

3. Произведение для школьной программы отбираются с учетом художественных критериев, привлекательности для читателей юного возраста, а также их значения для духовного, нравственного и общекультурного становления личности.

4. Школьные программы должны быть сориентированы на творчество писателей-классиков, «безусловно определяющих уровень литературы своего времени», писателей, через которых «выражается в то то или иное время всякая духовная идея», отражающаяся в особой эстетике, «отыскивающая свое место среди добытых уже ценностей».

При составлении новых программ следует отвести место творчеству классиков, недооцененных или все-таки недостаточно представленных в предшествующих вариантах программ, но имеющих особо важное значение для формирования национального самосознания, для овладения «духом» отечественной культуры и становления личности школьника, именно таких, как В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.В.Кольцов, А.К.Толстой, Н.С.Лесков, А.Н.Майков, Г.И.Успенский и т.д.

Имея в виду XX век, важно шире представить Серебряный век русской поэзии, а также прозу А. Ремизова, В. Зайцева, И. Шмелева, М. Булгакова и др., наиболее ярких и замечательных писателей русского зарубежья.

5. В программу по литературе включаются в первую очередь художественные произведения, наиболее полно передающие духовно-эстетические социально-исторические и нравственные идеалы.

6. В программу по литературе входят – как обязательная составная часть ее – сочинения классиков русской критики, дающие возможность усовершенствовать владение словом и умением убеждать (К. и  И. Аксаковы, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.Н. Майков, Ап. А. Григорьев, В.П. Боткин, Н.Н. Страхов, А.В. Дружинин и др.).            

 

Принципы изучения литературы в средней школе.

1. Литература может успешно преподаваться лишь специалистами, обладающими высокой духовностью, образованием и культурой.

2. При изучении литературы в школе учитываются особенности личности учащегося, спектр его интересов, а также возрастные особенности восприятия литературы.

3. Предметом конкретного изучения литературы в школе является цельный текст художественного произведения, рассматриваемый в историко-литературном контексте и как факт биографии писателя. Текст (художественный) – запечатленная в слове художественная идея, целостное эстетическое выражение в нем мыслимого чувственного, духовного опыта.

Лишь цельный текст произведения способен дать представление о его истинном художественном смысле и определить полноту его духовно-эстетического содержания.

Отрывки из произведений классики, равно как и произведения, данные в сокращении, допускаются к изучению (в виде исключения) в младших классах школы, но при условии, что предлагаемые части (часть произведения), преподносятся в духе пафоса цельного произведения и в соответствии с его общим духом.

4. Школьное освоение, осмысление и оценка художественного текста произведения основываются на этапах эстетического переживания, осмысление и анализа художественных духовно-эстетических, национальных, социально-исторических и религиозно-нравственных его начал и исключает ненаучное, внеисторическое, субъективистское толкование (интерпретацию). 

5. Изучение каждого литературного произведения основывается на триедином подходе: духовно-эстетическом, социально-историческом и художественном. Духовно-эстетический подход направлен на выявление в произведении духовно-эстетических свойств и способов их выражения. Социально-исторический подход заключается в выявлении в произведениях социально-исторических предпосылок его духовно-эстетических, нравственных и прочих идей. Художественный подход реализуется в изучении (освоении) художественного мира произведения.

Художественный (поэтический) мир – это образная реальность, сотворенная писателем, осмысленная и перечувствованная его сознанием и душою и воссозданная воображением читателя на основе его жизненного опыта. Поэтический мир «побуждает читателя не просто воображать или даже думать, но думать именно в тех понятиях, которые соприродных этому миру».

6. Грамотное рассмотрение литературного произведения возможно лишь в историко-литературном контексте, на основе историзма.

Историзм проявляется в литературе, как свойство художественного образа запечатлевать последовательность, взаимосвязь, логику и закономерность развития во времени общественных явлений, характеров, взглядов а жизнь и историю человека. историзм требует освещения исторической, социальной. Национальной, художественной среды, которая породила художественное произведение, представления о творческом пафосе и исторической судьбе автора.

7. История литературы рассматривается в школе прежде всего как отражение поисков идеала, как поступательное движение художественных открытий. Под художественным открытием понимаются ведущие показатели литературного развития, важнейшие критерии достоинств произведения  вклада писателя в литературу, т.е. появление новой тематики, проблематики, новых жанров и способов выражения, возникновение новых стилей, изменение отношений к тем или иным художественным традициями или ценностями.

8. Духовно-творческие начала и их воплощение в произведениях классики рассматриваются в единстве исторических взаимосвязей.

9. Уроки литературы, отечественного языка и отечественной истории составляют предметное и воспитательное единство и координируются в связи с общими задачами школы и гуманитарного цикла предметов.    

 

Условия, необходимые для реализации целей,

задач и принципов изучения литературы в школе.

1. Успешное и полноценное преподавание литературы в полной мере осуществимо лишь при «содружестве муз» в школьной практике, при совместном воздействии на формирование школьника предметов эмоционально-образного ряда: литературы, музыки, изобразительного искусства, а также других гуманитарных предметов.

2. Совершенствование преподавания литературы в школе неотвратимо требует значительного подъема культурного и профессионального уровня учителя. Учитель-словесник должен быть носителем национального самосознания, чувствовать и любить Отечество, народ, который он воспитывает, обладать чувством национального достоинства, высокой общей культурой.

3. Филологическое образование во многих ВУЗах страны не отвечает современным требованиям и нуждается в совершенствовании, прежде всего, за счет увеличения и углубления курсов гуманитарных дисциплин, как обязательных, так и факультативных.

В программы филологических факультетов должны быть включены курсы логики, психологии, искусства, методики анализа художественного текста, библиографии и источниковедения, эстетики и истории эстетических учений, православной культуры, общей истории науки, а также практикум по актерскому мастерству с обязательной постановкой голоса.

Настоящая концепция является изложением основополагающих принципов, необходимых при составлении школьных программ, учебников и пособий, подспорьем для плодотворных поисков преподавания, методических приемов и т.д.

 

 

 

 

КОММЕНТАРИИ К КОНЦЕПЦИИ.

 

Приведенная выше Концепция (перепечатанная из книги В.Ю. Троицкого «Cловесность в школе», М.: ВЛАДОС, 1999. 431 с.) производит противоречивое впечатление.

С одной стороны, невозможно не разделить гражданские чувства авторов Концепции, озабоченных явно неудовлетворительным состоянием преподавания литературы в школе. Но с другой стороны, этот документ, к сожалению,  никак не может стать основой для того, чтобы коренным образом изменить сложившуюся ситуацию.

Прежде всего, Концепция перенасыщена огромным количеством общих слов, которые сами по себе совершенно правильны и никаких возражений не вызывают. Кто же против «определяющего значения духовных и эстетических начал в школьном образовании»? Мы и так хорошо знаем, что необходимо «усилить» и «углубить» (с ударением на втором слоге!) и в меру своих скромных сил стараемся усиливать и углублять. Но, к сожалению, дело от этого никак не углубляется. Преподавание словесности в современной школе может похвастаться только одним несомненным успехом: за годы изучения этого предмета у большинства учащихся возникает устойчивое отвращение к русской классической литературе. С прагматической точки зрения  это, наверное, хорошо, поскольку любовь к русской классической литературе явно мешает преуспеть в современной российской действительности. Но с другой стороны, стоит ли эта действительность того, чтобы к ней приспосабливаться? Может быть лучше постараться изменить ее к лучшему?!       

Если бы авторы Концепции действительно вдумчиво отнеслись к своему детищу, то они бы в первую очередь попытались понять, почему реальное преподавание литературы в школе приводит к результатам, прямо противоположным ожидаемым. И сформулировать итоги своих размышлений в «диагностической» части концепции.

Что же говорится в диагностической части? Немного о том, что еще «сильно сказываются односторонние ущербные установки и предписания, навязывавшиеся школе». О том, какие это установки, ничего не говорится. Зато отмечается, что «Азбучные истины, существенные понятия, без которых ее (т.е. литературы) изучение не может быть осмысленным, остаются, как правило, за пределами представлений, получаемых учениками. Таковы, например, понятия об искусстве, художественном образе, художественном мире произведения, о духовности, пафосе и т.д.»

Далее: «Достижения литературоведения (новые теоретические труды и исследования по истории русской литературы) до сих пор не оказывают сколь-нибудь заметного влияния на уровень школьного преподавания литературы: как правило, они не доходят до школы, а будучи воспринятыми, нередко искажаются и примитивизируются. Школьные пособия и учебники далеко не всегда получают квалифицированную оценку со стороны научного содержания, что чрезвычайно снижает их уровень    

Очень хочется задать вопрос: а какой, собственно, предмет должен, по мнению авторов Концепции, преподаваться в школе: литература или литературоведение (то есть наука о литературе)?

Предвидя этот вопрос, авторы тут же дают задний ход: ««Научный подход к предмету зачастую подавляет воспитательные задачи, которые призван решать учитель-словесник». Но дальше все возвращается «на круги своя»: «Недостаточная профессиональная подготовка значительного числа учителей нередко исключает грамотное уразумение литературы: школа обеспечивает лишь первоначальное впечатление о ней, не научая грамотному художественно-эстетическому чтению художественных произведений, умению отличать подлинную литературу от подделок и эрзацев».

Профессиональные научные работники, берущиеся писать на темы образования, почти никогда не понимают простой истины: не ученик существует для школьного предмета, а школьный предмет для ученика. И поэтому они всеми правдами и неправдами стремятся отвоевать для своего предмета побольше часов и напичкать свой предмет как можно большим количеством как можно более современных знаний, нимало не задумываясь о том, что эти знания дадут ученику. Авторы Концепции в этом отношении не являются исключением. И далеко не случайно в диагностической части ничего не сказано о главной причине отторжения школьниками курса литературы: этот курс никак не увязан с повседневной жизнью и повседневными интересами учеников. Литература сама по себе, а жизнь сама по себе. Несмотря на большое количество красивых слов ученик воспринимается, как компьютер, лишенный собственных интересов и загружаемый информацией, которую он должен выложить на экзамене. Все это почему-то называется «воспитанием духовности».

Раздел «Предмет «литература»». Его значение и место в школьном образовании» отражает взгляды авторов на место «своего» предмета в общей системе образования школьников. Здесь есть очень правильные мысли: «Изучение русского языка не сводится к орфографии и пунктуации, но направляется на филологию («словолюбие») в собственном смысле этого слова. В программу изучения отечественного языка в средней школе привносятся элементы историзма, без чего немыслимо научить «чувствовать слово», осознавать словесно-образную ткань литературного произведения».

Разумеется, вышеизложенное – это не реальность, а мечта авторов. В современной школе главным критерием владения русским языком остается умение ставить точку с запятой и тире в нужном месте. Мысль о том, что ГЛАВНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ДОЛЖНО БЫТЬ УМЕНИЕ ЧЕТКО, ЛОГИЧНО И ОБРАЗНО ИЗЛОЖИТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ПО ТОМУ ИЛИ ИНОМУ ВОПРОСУ (УСТНО ИЛИ ПИСЬМЕННО) считается в педагогических кругах не то что бы крамольной, но несколько странной. И причины этого понятны: число поставленных не в том месте запятых можно подсчитать и выставить оценку, а как оценить оригинальный текст?

Но сказав а), авторы должны были сказать и б): на уроках литературы ученики должны не только изучать тексты классиков, но и создавать свои собственные. На самые разные темы и в самом разном стиле. Сегодня вся эта деятельность ограничивается написанием школьных сочинений, которые оцениваются по тому же количеству не там поставленных запятых и умению правильно излагать чужие мысли. Стремление ученика написать что-либо творческое не только не поощряется, но даже и наказуется.

Авторы пишут, что «Чувство слова формируется в школе при изучении произведений отечественной классики Это не так. Чувство слова у школьника может сформироваться ТОЛЬКО В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА. Если мы хотим, чтобы школьники всерьез овладели красотами русского языка, они должны не только читать, но и писать. ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО САМИХ ШКОЛЬНИКОВ ДОЛЖНО СТАТЬ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. Эта точка зрения, многие годы отстаиваемая в работах психолога и поэта З.Н. Новлянской, до сей поры остается чуждой как официальной методике преподавания литературы, так и рецензируемой Концепции.

Стержнем любой концепции являются «цели и задачи». Цель той или иной деятельности – это то, что мы хотим получить «на выходе». Применительно к той или иной педагогической деятельности – это облик ученика. Каким мы хотим видеть ученика – это цели, а что для этого нужно сделать – это задачи.

Как же авторы Концепции видят цели преподавания литературы в средней школе?

Таких целей много: целых шесть. В таких случаях цели обычно располагают в порядке убывания приоритетности, ставя на первое место самую важную.

Какая же цель представляется авторам наиболее важной? Это...

...ознакомление с предусмотренными программой средней школы художественными произведениями русской и мировой классики. Осознание этих текстов включает: освоение их событийно-тематического содержания, умение чувствовать и понимать словесно-образную ткань произведения; способности осознавать (в степени, соответствующей жизненному опыту учащегося) идейно-художественный, социально-исторический и духовно-эстетический смысл произведения в целом.

 Иными словами, главной целью изучения литературы является... изучение художественных произведений. Как это изучение повлияет на ученика, авторов концепции (по крайней мере в пункте 1а) не интересует. Ученик должен выучить, ответить учителю «то, что нужно», а там хоть трава не расти.

О воспитании что-то говорится в пп. 1в, 1д, 1е. Говорится промежду делом и совершенно неконкретно.

Среди целей изучения литературы нет самоочевидных пунктов:

воспитание любви к чтению;

формирование умения разбираться в отношениях между людьми. 

Художественная литература – это не столько тексты, сколько школа жизни. Именно этим она интересна для подростков, о духовности которых так заботятся авторы Концепции.

А изучение художественных произведений – это не цель, это средство для достижения целей.

Перейдем теперь к «принципам изучения литературы в средней школе».

Стремление авторов учитывать «возрастные особенности восприятия литературы» заслуживает всяческого одобрения. Но для этого нужно хорошо понимать эти возрастные особенности. К сожалению, в книге В.Ю. Троицкого «Словесность в школе», откуда взята эта концепция, о возрастных (наверное, лучше говорить о половозрастных) особенностях восприятия тех или иных литературных произведений не сказано ни слова. Мне лично известна только одна работа на эту тему: блестящая статья Галины Башкировой «Эти три мушкетера» («В четырех зеркалах»), где на примере только одного произведения – «Трех мушкетеров» Александра Дюма, показано, как по разному его воспринимают школьники разного возраста и люди разных поколений.

Боюсь, однако, что стремление авторов Концепции строить изучение литературы преимущественно на классике и при этом учитывать возрастные особенности восприятия литературы совместить достаточно трудно. Хотелось бы прочитать, как именно авторы планируют это сделать.

А вот третий принцип, сформулированный авторами, абсолютно нереалистичен. Нереально требовать от учеников, чтобы они внимательно прочли все ныне изучаемые в школе художественные произведения. Здесь возможны два выхода: либо значительно уменьшить число изучаемых в школе художественных произведений, либо же изучать часть произведений, не читая их от начала и до конца (а в ряде случаев и совсем не читая их). По-видимому, второй выход более разумен.

Нельзя не согласиться с мнением авторов о необходимости улучшения общеобразовательной подготовки будущих учителей литературы, однако среди предметов, которые будущие учителя должны внимательно изучать, странным образом отсутствует возрастная психология. Для будущих учителей литературы – это самый главный предмет. Учителя должны всерьез задуматься о том, что на самом деле видят ученики в изучаемых произведениях художественной литературы. Без этого совершенствование преподавания литературы в школе невозможно.

Рецензируемая Концепция – это типичный документ, написанный специалистами, любящими свой предмет и стремящимися укрепить его положение в школе. Увы, но в центре внимания авторов таких документов всегда стоит не ученик, а учебный предмет. И это плохо. Ибо по большому счету не ученик существует для предмета, а предмет для ученика.  

Среди прочих недостатков Концепции я бы упомянул ее крайне казенный язык, очень напоминающий речи Его Высокопревосходительства господина А.А. Каренина.       

С моей точки зрения Концепция требует коренной переработки.

 

С.В. Багоцкий

 

Литература и искусство