На главную страницу движения "В защиту детства"
Исследования

КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО»

Хорошо все-таки, что образование попало в число приоритетных национальных проектов! Ведь в недрах образовательной системы, вопреки видимости, всегда живет потребность действительно обновить и очеловечить цели, содержание, всю повседневную практику общего образования. Так что есть некоторая надежда, что и потребность реализуем, и проект не заболтаем. В числе других авторы публикуемого текста получили предложение участвовать в этой работе. Некоторые положения концепции, вероятно, знакомы читателям «Искусства в школе» по нашим отдельным статьям, но собранные вместе, они образуют, как нам кажется, цельную, хотя пока лишь предполагаемую картину художественного образования.

М.Бахтин говорил, что художник в своих произведениях так изображает свой желаемый мир, будто он уже «где-то» существует. Вот и мы говорим о желаемом художественном образовании в настоящем времени, как если бы оно уже осуществлялось. Мы заинтересованы и в вашей поддержке, и в аргументированной критике концепции.

Пояснительная записка

Во все времена искусство, художественное освоение мира представляло собой неустранимую составляющую жизни человеческого общества, человеческого способа существования. Столь же незаменима образовательная область «Искусство» для развития каждого ребенка как цельного и творческого человека. Роль искусства проявляется в личностно-ценностном, творческом и прикладном планах.

Другие учебные предметы развивают почти исключительно рациональную сторону психики ребенка, его способность решать познавательные задачи. И только искусство может закономерно развивать чувства детей: душевную чуткость, эмоциональную отзывчивость, нравственную, ценностную сферы. А без этого человек тем опаснее, чем он компетентнее во всех остальных отношениях.

Приобщение к искусству и художественному творчеству пробуждает у ребенка способность видеть и ценить красоту мира, чувство сопричастности природе, истории, жизни людей, чувство личной ответственности за все. На этой единой основе естественным путем решаются разные воспитательные задачи, которые мы безуспешно пытаемся решать по отдельности, явочным порядком и декларативными средствами (воспитание толерантности, патриотизма, экологическое воспитание, ценность здорового образа жизни и т.д.).

Занятия искусством развивают не только чувства как сферу внутренней жизни человека, но и чувства как органы восприятия окружающего мира. Это опять-таки единственная образовательная область, которая осваивается не с помощью условных знаков, слов, искусственных языков и абстрактных понятий, а обращена, в первую очередь, непосредственно к зрению, слуху, осязанию, двигательной активности ребенка. Искусство восполняет опасную односторонность современного рационализированного образования, возвращая ребенка к реалиям и ценностям единственной и необратимой жизни, частью которой является он сам. Такая коррекция особенно необходима сегодня, когда дети вовлекаются в так называемую виртуальную реальность, условную, легко обратимую и не взывающую к чувству ответственности.

Человек наделен творческой природой, и блокирование этого потенциала в детстве чревато отрицательными и зачастую непредсказуемыми последствиями в дальнейшей жизни. В искусстве ребенку легче всего приобрести ранний опыт полноценного успешного творчества – зарождения и осуществления собственного замысла, развить творческое воображение. Это – условие психологического здоровья ребенка и залог будущей самореализации в любой сфере деятельности. Известно, что в учебных заведениях, где искусству, творчеству отведено достойное место, улучшается эмоциональное состояние детей, их отношение к школе и успеваемость по другим предметам.

В отсутствии полноценного художественного образования пустоту неизбежно заполняет низкопробное и разрушительное псевдо- и антиискусство. Это показывает, насколько искусство в тех или иных формах личностно необходимо растущему человеку. Трудно представить себе, например, подростковую математическую субкультуру или химическую «попсу», которые удовлетворяли бы интеллектуальный голод ребенка и отводили его от настоящей науки. А в области искусства это происходит постоянно. Сегодня преобладающее воздействие массовой культуры, особенно телевидения, на целые поколения детей разрушительно в нравственно-эстетическом, интеллектуальном и психофизиологическом отношениях. Для исправления положения недостаточно обновления художественного образования в школьных и внешкольных формах: нужны серьезные изменения в государственной культурно-образовательной политике. Школа и культурная среда должны сотрудничать, а не противоречить друг другу.

Создавая оптимальные условия для пробуждения общего творческого потенциала человека, занятия искусством развивают и способность ребенка к художественному творчеству как таковому. Эта способность потенциально свойственна каждому нормально развивающемуся ребенку, а не только будущим живописцам и музыкантам (как и способность логически мыслить присуща не только профессиональным философам и математикам). Не раскрывая в себе эту способность, взрослеющий человек остается личностно ущербным. В то же время интенсивное и полноценное общее художественное образование – это основа для пробуждения особой специальной одаренности, «питомник» будущих творцов художественной культуры.

Занятия искусством имеют также большое прикладное значение. Они формируют хороший вкус и целый ряд навыков, знаний и способностей, нужных во многих обла­стях деятельности и житейских ситуациях – от тонкого различения цветов до культуры речи, понимания ее смысловых и интонационных оттенков, способности ярко выразить мысль (чего мы сегодня зачастую не наблюдаем даже у людей, чья профессия всего этого требует.)

Задача общеобразовательной школы – вырастить не художника-практика, а такого зрителя, читателя, слушателя, который испытывает потребность в общении с искусством. Который воспринимает произведение не просто как отражение объективной реальности или, напротив, как формальную конструкцию, а как воплощение авторского замысла. Который способен вступать в заочный «диалог» с его творцом. Который постигает картину мира, систему ценностей, воплощенную в произведении, соотносит ее со своими собственными и включает общение с искусством в процесс личностного саморазвития. Но важнейшее условие достижения такого уровня восприятия искусства – это опыт практического творчества, «бывания» в позиции творца художественных образов и соотнесение этого опыта с постижением произведений мастеров.

Специфика и содержание образовательной области «Искусство»

Основные задачи художественного образования (развитие ценностного отношения к жизни, творческого воображения, способности к «диалогу с автором») – общие для всех искусств и создают единство художественного цикла, каким бы ни было его предметное наполнение. В то же время они решаются внутри каждого отдельно взятого предмета свойственными данному виду искусства средствами. При этом учитывается специфика языка и другие существенные особенности разных искусств: пространственная или временная форма, наличие или отсутствие отображения внешнего мира, обращенность к разным психологическим качествам и способностям человека, разная мера опосредованности сложными технологиями и др. В силу этих особенностей каждый из видов искусства становится приоритетным для решения той или другой общей задачи художественного образования.

Так, художественное видение мира, культура эстетического созерцания, способность ценить красоту, неповторимость и выразительность чувственного облика вещей лежат в основе всех видов художественного творчества, но с наибольшей очевидностью проявляются и целенаправленно развиваются при занятиях изобразительным искусством. А также литературным творчеством, поскольку оно включает художественное описание мира.

Культура чувств, открытие глубины душевной жизни – и своей собственной, и человека, создавшего произведение,– для большинства детей связаны, в первую очередь, с освоением музыки, которая обращена к человеческой душе непосредственно, как бы минуя реалии объективного мира.

Способность сознательно вести опосредованный художественным текстом «диалог» с автором – результат занятий литературой как искусством слова, а оттуда она переносится на восприятие произведений других видов искусства.

Предмет Мировая художественная культура наиболее способствует тому, чтобы ребенок почувствовал и осознал родство искусств; чтобы научился видеть в великих памятниках и художественных стилях воплощение идеалов и мировоззрения разных народов, эпох и культур, находить и общечеловеческое и особенное в каждой из них. В рамках этого предмета выявляются также связи искусства со всеми другими сторонами жизни людей, от климата и ландшафта до нравственности и религии, что позволяет наметить возможности взаимодействия образовательной области «Искусство» с другими, прежде всего гуманитарными учебными предметами.

Перечень предметов, составляющих данную образовательную область, остается открытым. Сегодня многие из них либо формально не входят в эту область (литература), либо существуют преимущественно в сфере дополнительного образования, хотя по своему значению должны быть среди основных.

Так, Театр в школе, помимо достоинств, общих для всех искусств, обладает исключительными воспитательно-терапевтическими возможностями, и в тех случаях, когда не пытается копировать профессиональный театр, способен преобразить характер взаимоотношений в школьно-родительском сообществе и самую атмосферу учебного заведения.

Экранные искусства в реальной жизни оказывают самое мощное и чаще всего негативное воздействие на детей. Не включая эти искусства в программу общего образования, мы оставляем наших учеников без всяких ориентиров в наиболее важной и проблемной сфере нравственно-эстетического развития. Как и театр, экранные искусства ценны еще и тем, что открывают детям широкие и увлекательные возможности творчества, в первую очередь анимационного.

Как уже было сказано, успешное художественное образование основывается на постоянном взаимодействии двух линий: детского творчества, то есть воплощения собственных замыслов в выразительных художественных образах, и постижения искусства как выражения в образах замысла, системы ценностей, мировоззрения автора и его эпохи.

Линия детского творчества, наиболее привычная для Изобразительного искусства, должна быть обеспечена и в рамках преподавания других дисциплин. В Литературе это – создание собственных произведений во всех изучаемых литературных жанрах. В Музыке – не только исполнительская, но по возможности и сочинительская практика (в формах элементарного музицирования, пластического интонирования, сочинения-импровизации, использования синтезатора и др.). Выше упоминалось о театральном, анимационном творчестве детей.

На пути познания, диалогического постижения искусства дети знакомятся как с лучшими произведениями, созданными для детей, так и с высшими образцами отечественного и мирового искусства: народного (прикладное искусство, фольклорные жанры словесного и музыкального творчества и др.), религиозного, классического и современного искусства. При этом они получают первоначальную ориентировку в истории искусств.

На пересечении собственного творчества и освоения искусства происходит первичное овладение разными видами художественной деятельности, традиционными жанрами, приемами работы и технологиями, в том числе наиболее современными, причем они рассматриваются не как самоцель, а как средство создания выразительных художественных образов.

Творчество учащихся общеобразовательной школы рассматривается как имеющее художественное и социальное, а не только учебное значение. Формы его презентации в школе и вне школы получают общественную и государственную поддержку. Это выставки, создание, оформление и публикация литературно-художественных и публицистических сочинений, оформление помещений и школьных спектаклей, концерты, участие в фестивалях школьных театров и анимационных фильмов, посильное участие детей в работе профессионалов, показ и квалифицированное обсуждение детского творчества в средствах массовой информации.

Изменение статуса художественного образования и детского творчества потребует не только существенных изменений в подготовке педагогов, но и появления нового направления в науке об искусстве и новых профессий «детского» искусствоведа и художественного критика.

Примерный объем знаний

Особенность области «Искусство» такова, что успешное решение главных образовательных задач жестко не обусловлено составом и объемом учебного материала, включенного в программу. Они могут решаться на разном материале, который определяется направленностью конкретной методики и программы, региональными особенностями и другими обстоятельствами. Но эта вариативность не беспредельна: ее ограничивает необходимость сохранять культурный контекст, общий для всех выпускников отечественной школы. Это относится и к знаниям об искусстве, и к формам практической деятельности детей.

Художественное образование предполагает освоение целого ряда специальных понятий и терминов, но и это является не самоцелью, а средством совершенствования авторской, исполнительской или зрительской (читательской, слушательской…) практики ребенка и не предваряет ее, а вытекает из необходимости решения соответствующих практических задач. Освоение того или иного термина помогает ребенку отрефлексировать и обобщить то, что уже представлено в его художественном опыте. В ином случае овладение терминологией, как и накопление знаний о произведениях и об их творцах дает лишь иллюзию понимания искусства.

При освоении материала отдельных видов искусства, о которых говорится ниже, особое внимание уделяется: а) отечественному искусству и б) наиболее выдающимся авторам и произведениям искусства мирового. При освоении определенных родов, жанров, форм того или иного искусства приоритет отдается тем эпохам, направлениям, авторам и произведениям, которые с наибольшей полнотой и силой реализуют возможности и своеобразие данного рода литературы, жанра изобразительного искусства, музыкальной формы и т.д.

Занимаясь художественной литературой, ученик осваивает следующие ключевые понятия.

Род литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: фольклорные (пословица, загадка, небылица, песня, сказка, былина); жанры письменной литературы: эпические (басня, рассказ, повесть, роман и др.); лирические – стихотворные и прозаические; драматические (трагедия, комедия, драма и др.); лироэпические (поэма, баллада и др.).

Ученик осваивает ряд других терминов: стихотворная и прозаическая речь, система стихосложения, рифма, строфа, стихотворный размер, герой (персонаж), рассказчик, завязка – кульминация – развязка сюжета, метафора и другие тропы и т.д.

За годы обучения школьник получает целостное представление об истории мировой литературы: от Священного Писания и фольклора разных народов, выдающихся произведений европейского и русского средневековья, Возрождения до литературы XIX– XX веков (в особенности русской) и наиболее характерных произведений нашего времени.

Школьники знакомятся с основными видами изобразительных (пространственных) искусств. Это живопись, графика станковая и прикладная, скульптура, монументальное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, сценография, работа художника в сфере экранных искусств.

Знакомятся с основными жанрами изобразительных искусств, их формальными и содержательными особенностями и ограничениями, бытованием в культуре. Например, в живописи это портрет, пейзаж, натюрморт, картина и ее разновидности.

Получают представление о материалах и технологиях изобразительных искусств: фреска, темпера, масло, акварель, пастель, мозаика, гипс, бронза, мрамор, дерево, наиболее распространенные технологии графического искусства, а также компьютерной графики как средства создания художественного образа.

Овладевают рядом терминов: колорит, цветовой тон, дополнительные цвета, локальный цвет, теплая и холодная гамма, перспектива линейная, воздушная, «обратная», силуэт, объем, графичность, живописность, рисунок, набросок, эскиз, фигуративное и нефигуративное (абстрактное) искусство, инсталляция, мобиль, орнамент, раппорт, важнейшие архитектурные термины и т.д.

Ученик имеет представление об основных этапах и важных явлениях в истории изобразительных искусств: палеолитическое, египетское, античное искусство, искусство Востока и Ислама, средневековое европейское искусство, православная иконопись, Возрождение, европейское и русское искусство Нового и Новейшего времени, вплоть до наиболее характерных явлений художественной жизни наших дней.

Школьник постигает интонационно-временную природу музыкального искусства, его связь с главными событиями человеческой жизни от рождения до смерти, выразительные особенности музыкальной речи в сравнении с разговорной речью.

Выпускник школы различает вокальную, инструментальную, симфоническую музыку. Имеет целостное представление об основных этапах ее развития, о выдающихся произведениях народной, религиозной, классической музыки России и Европы; о формальных и содержательных особенностях таких жанров, как симфония и соната, инструментальный ансамбль и концерт, оратория и кантата, опера, оперетта, мюзикл и др. Знаком с жанрами песни, марша, танца, романса, ноктюрна, прелюдии, фантазии и др.

Он осознанно владеет и рядом других музыкальных терминов и понятий, таких как одноголосие и многоголосие, мелодия и аккомпанемент, музыкальная тема и способы ее развития, программная музыка, сонатная форма, вариация, рондо, фуга,  и др. Знает названия и узнает звучание основных струнных, духовых, клавишных, ударных инструментов и певческих голосов, разных видов оркестра и хоров.

Он получает также систематические представления об истории и особенностях исполнительского стиля, музыкальных направлений, возникших в XX веке (джаз, блюз, рок-музыка, кантри и др.), об электронной музыке.

Выпускник школы имеет представление об истории театрального искусства как синкретического «корня» многих других искусств. О важных периодах и ярких явлениях этой истории: античный театр, средневековая мистерия и народный театр, комедия масок, театр эпохи классицизма, европейский и русский театр XIX–XX веков, современные театральные направления.

Знаком с творчеством величайших драматургов мира, с основными жанрами драматического театра (драма, трагедия, комедия, мелодрама, водевиль, фарс и др.), с особенностями музыкального, кукольного театра, эстрады.

Владеет такими терминами, как драматургия, ин­сценировка, режиссура, актерское амплуа, акт, картина, сцена, мизансцена, сценография и др.

Выпускник школы имеет представление о возникновении, основных этапах истории и художественных направлениях экранных искусств, от эпохи немого кино до наших дней.

Различает игровое, документальное (хроникальное), мультипликационное (анимационное) кино. Владеет такими терминами, как кадр, план, монтаж, сценарий, экранизация, оператор и др.

Основным результатом освоения мировой художественной культуры становится стилистическая чуткость школьника, его способность узнавать и понимать то общее, что присуще искусствам той или иной исторической эпохи (искусство Египта, античного мира, Индии, Дальнего Востока, западноевропейского и мусульманского средневековья, Руси, эпохи Возрождения…) и художественным направлениям последующих веков (барокко, классицизм, романтизм, реализм, символизм, художественные направления XX и XXI веков). В то же время он чуток и к тем особенностям содержания и художественной образности, которые роднят между собой разные явления художественной культуры человечества.

Выпускник школы имеет представление о ряде выдающихся явлений мировой художественной культуры, в которых с наибольшей полнотой воплощено своеобразие и идеалы той или иной эпохи (комплекс Гизэ в Египте, памятники Акрополя, готический собор, древнерусский храм и т.д.).

Он научился устанавливать связи между значительными явлениями художественной культуры и всем укладом жизни людей, их создавших, их природным окружением и духовными устремлениями, с их историей, мифологией, философией, религией.

Помимо перечисленных выше терминов, относящихся к отдельным искусствам, ученик на содержательном уровне овладевает рядом ключевых терминов и понятий, которые относятся ко всем или ко многим видам искусства: художественное произведение, автор, художественный образ, пафос (основная гамма чувств, господствующая в отдельном произведении или характерная для данного автора и художественного направления), художественный замысел, сюжет, композиция, ритм, гармония, контраст, симметрия, язык искусства, художественные материалы, стиль, стилизация, пародия, а также ряд эстетических категорий и др.

* * *

Главным объективным свидетельством успешности художественного образования выпускника школы становятся:

способность верно чувствовать пафос произведения;

умение отнести незнакомое произведение к соответствующей эпохе или художественному направлению;

умение самостоятельно его проинтерпретировать и оценить;

умение аргументировать свои суждения указанием на конкретные художественные средства, с помощью которых автор выразил свой замысел.

А.Мелик-Пашаев,

З.Новлянская

«Искусство в школе», №1/2006

 

Исследования